Как общаться с людьми?

треугольник Согласно так называемому треугольнику Карпмана, психологической и социальной модели взаимодействия между людьми, люди часто играют следующие психологические роли: Жертвы, Спасателя и Преследователя.

В рамках такого взаимодействия Спасатель выступает в роли того, кто вроде бы помогает Жертве, но на самом деле имеет скрытый мотив к тому, чтобы ситуация у Жертвы не разрешалась, или к достижению успеха неким наиболее выигрышным образом для себя самого. Например, игра в спасение Жертвы может повышать у него чувство самоуважения, или роль «Спасателя» приносит ему наслаждение от одной мысли о том, что кто-то от него зависит, или он кому-то нужен. И окружающие могут даже подумать, что он действует из соображений альтруизма, но на подсознательном уровне тому человеку просто нравится выбранная им роль Спасателя, потому что она повышает чувство его собственной значимости.

Когда возникают такие обстоятельства, в которых один персонаж примеривает на себя роль Жертвы, а второй- Преследователя, остальные люди разбирают себе другие роли. После чего «два игрока перемещаются по треугольнику, так происходит переключение ролей». Тогда Жертва, например, становится Спасателем, а Спасатель начинает преследование, или зачастую Спасатель пытается выйти из треугольника, но при этом оказывается Жертвой.

Отношения Жертва-Спасатель могут принимать одну из форм психологической зависимости. Спасатель всеми силами удерживает Жертву в состоянии зависимости от себя, а Жертва в свою очередь удовлетворяет свои потребности, имея под рукой преданного Спасателя, который о ней всегда позаботится.

Скрытой выгодой для каждого игрока и причиной их пребывания в подобных социальных отношениях является то, что каждый из них решает вопрос "Как общаться с людьми?", удовлетворяя свои невысказанные (и часто неосознанные психологические желания/потребности приемлемым для себя способом. Однако, в долгосрочной перспективе каждый игрок оказывается в проигрыше, поскольку действует исключительно из корыстных побуждений, а не из чувства любви, ответственности или иных морально-этических соображений.

Важно осознать, а не участвуете ли вы сами в подобном сценарии, и если вы ещё не знаете, как научиться общаться с людьми, но узнали себя в одной из вышеперечисленных ролей и уже устали играть в эти игры, тогда ответьте себе честно на следующие шесть вопросов:

— зачем мне нужен этот человек?
— что я получаю от общения с ним?
— как бы я хотел общаться с ним?
— как можно общаться с этим человеком по-другому?
— готов(а) ли я тратить свою энергию на то, чтобы решать проблемы другого человека?
— зачем мне нужно выслушивать его историю?

Как наладить отношения с людьми? Только признав своё скрытое желание быть «Спасателем», «Жертвой» или «Преследователем» возможно сначала отказаться от этой роли, выйти из игры и затем осмыслить свои отношения с ними: "Что же действительно вами движет: любовь и искреннее желание помочь ближнему, или вы действуете в расчёте получить выгоду от этих отношений?"

Обязательно ли прекращать общаться с этим человеком? А что, если это ваш близкий родственник или супруг(а)? Тогда важно понять то, что вы не отвечаете за жизнь другого человека, единственным исключением будут лишь ваши  несовершеннолетние дети. Перед каждым человеком стоят свои жизненные задачи, и решать их вместо него вы не в праве, даже если вы уверены, что вам лучше известно, как с такими задачами справиться.

Если вам трудно общаться с определёнными людьми, которые пытаются загрузить вас своим проблемами, и уйти от общения с ними не представляется возможным, тогда задавайте им прямые вопросы:
— чем конкретно я могу тебе помочь?
— что ты сам(а) готов сделать для решения возникшей проблемы?

Расскажи друзьям

Подружиться

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

:-[ (B) (^) (P) (@) (O) (D) :-S ;-( (C) (&) :-$ (E) (~) (K) (I) (L) (8) :-O (T) (G) (F) :-( (H) :-) (*) :-D (N) (Y) :-P (U) (W) ;-)